Uber может продать свое подразделение, отвечающее за запуск сервиса летающих такси, стартапу Joby Aviation, сообщает Reuters. Компания стремится избавиться от неприбыльных активов, чтобы ее бизнес вышел в плюс.
О том, что Uber нужно сделать прибыльным, ранее заявил глава компании Дара Хосровшахи. Как сообщает агентство, подразделение по разработке беспилотного транспорта также может быть продано, однако в компании в ответ на запрос Reuters это не подтвердили.
Впервые Uber объявила о планах по запуску сервиса электрических летающих такси в 2016 году: по расчетам компании, летающие автомобили помогли бы преодолеть расстояние между Сан-Франциско и Сан-Хосе за 15 минут против стандартных 2 часов и 12 минут на машине.
В прошлом году Uber запустила полеты на вертолете с Манхэттена в Международный аэропорт Джона Кеннеди в Нью-Йорке: это позволяет избежать пробок. С другой стороны, это был еще и имиджевый ход и попытка разработать линейку «воздушных» тарифов. Однако планы Uber подняться в небо с самого начала были чересчур амбициозными и упирались в технологии – развитие малой авиации с электродвигателями.
Пока они находятся в разработке. Но даже когда машины начнут производиться массово, потребуется большая работа, чтобы создать инфраструктуру из посадочных площадок для летающих машин как не земле, так и на крышах зданий. Кроме того, для полета таких машин потребуется множество разрешений от регуляторов – как местного, регионального, так и федерального уровня.
Что касается покупателя невзлетевшего бизнеса Uber, стартапа Joby Aviation, то за ним стоит ДжоБин Бивирт, который основал компанию в 2009 году и долгое время развивал ее без лишнего шума, пока в 2018 году не объявил о получении сразу 100 млн долл инвестиционных денег. В числе инвесторов – венчурные подразделения Intel, Toyota и JetBlue.
Эти деньги позволили ускорить разработку прототипа летающего такси, его тестовые полеты уже ведутся на частном аэродроме компании в Северной Калифорнии.
Есть множество стартапов, которые работают над созданием летательных аппаратов вертикального взлета и посадки (VTOL), и аппараты с электрическим двигателем – только одна из их разновидностей. Сама Joby мало рассказывает про свои разработки: на тех рендерах, что попадали в прессу ранее, можно рассмотреть гибрид небольшого самолета и дрона с 12 роторами и кабиной на четырех пассажиров.
Затем компания заявляла, что работает над чем-то «принципиально новым». В январе 2020 года Joby снова получила внушительную сумму от венчурных инвесторов: на этот раз 590 млн долл. Кроме того, Joby договорилась с Toyota о запуске совместного сервиса такси на базе имеющихся у нее разработок.
Последняя модель Joby представляет собой летательный аппарат с 6 роторами и 5 сиденьями, включая место пилота. Он может взлетать вертикально, как вертолет, а затем переходить в режим движения по прямой. Максимальная скорость – около 321 км/ч, а расстояние на одной зарядке аккумулятора – около 241 км. Кроме того, такие аппараты в 100 раз тише, чем техника традиционной авиации.
В числе конкурентов Joby — Kitty Hawk, за которой стоит со-основатель Google Ларри Пейдж, Zunum и Boeing.