Полет без лишних забот

Полет без лишних забот

Говорят, что старый друг лучше новых двух. Для авиационной индустрии здоровый консерватизм является надежной защитой инвестиций. Прежде чем приобрести дорогостоящий летательный аппарат, грамотный покупатель трижды подумает о будущем: где обучить летный и технический состав, где проводить техобслуживание и ремонт. Для машин, хорошо себя зарекомендовавших на рынке, уже выстроена мощная инфраструктура, но как быть с новинками? В случае с вертолетом Bell 505 Jet Ranger X новизна машины не должна настораживать: в России появился продукт, обеспеченный всеми необходимыми сервисами.

Канада, США, Европа, далее везде

Семейство Bell 206, растиражированное с середины 1960-х годов более чем в 7 тысячах экземпляров, было настоящим бестселлером в сегменте легких вертолетов. Однако время берет свое: в 2010 году сборочную линию покинул последний Bell 206B-3, а еще спустя семь лет пришел черед удлиненного Bell 206L LongRanger. У ведущего североамериканского производителя уже был козырь в кармане – новый пятиместный Bell 505 Jet Ranger X. К моменту его выхода на рынок множество частных и корпоративных владельцев сделали свой выбор в пользу Robinson R66, и отвоевать свою рыночную долю было непросто. Однако первые годы продаж показывают, что эта миссия выполнима.

Прежде всего, компании было необходимо получить пропуск на рынок – сертифицировать новинку в ведущих авиационных администрациях мира. Первоначально сертификат типа выдан 21 декабря 2016 года транспортными властями Канады. Спустя два месяца сертифицировано производство сборочной линии в Мирабеле (Квебек, Канада) и состоялась первая поставка частному владельцу. Летом 2017 документ выдала американская авиационная администрация FAA. Европейская сертификация последовала 12 ноября 2017 года, в мае 2018 года – китайская. 28 марта 2019 года Росавиация выдала сертификат FATA-01014R. Также сертификаты валидировали авиационные власти Австралии, Аргентины, Гватемалы, Индонезии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Чили, Южной Кореи, Японии и других стран.

Следом начались поставки, и счетчик переданных потребителям машин достаточно быстро миновал первую, а затем и вторую сотню. В августе 2019 года производитель отчитался о том, что в эксплуатации на шести континентах находятся свыше 200 машин, которые успели налетать более 20 тыс. часов. Такой показатель – один из лучших для всех моделей американского производителя. Получить такие результаты можно лишь в одном случае – обеспечив высокие темпы подготовки летного и технического персонала, а также поддерживая парк в исправном состоянии.

Большой прогресс для маленького вертолета

Подготовка пилотов нового вертолета – непростая задача, однако решить ее компании Bell помогают предыдущие наработки. Конечно, в плюс идут некоторые родовые особенности – 505-я машина получила в наследство от Bell 206 элементы несущей системы, так что ее поведение в воздухе оказывается предсказуемым для тех, кто освоил предшествующую модель. Однако полностью новая кабина меняет представление о полете. Интегрированный комплекс авионики Garmin G1000H обеспечивает навигацию, радиосвязь. С помощью двух дисплеев с диагональю 10,4 дюйма можно осуществлять планирование полетов, наблюдать за движущейся картой, оценивать работоспособность систем. Опциональные режимы помогают выполнять полеты, повышая ситуационную осведомленность: информируют о рельефе местности, предупреждают о риске столкновения с поверхностью, информируют о находящихся поблизости воздушных судах, оснащенных ответчиками ADS-B. Применение полностью цифровой системы управления двигателем типа FADEC существенно упрощает управление силовой установкой.

Читайте также  Goldeck-Flug: следующая остановка – РС-24

Под стать «электронному» вертолету и средства обучения. Расположенная в американском Форт-Уорт (Техас) летная академия Bell (Bell Training Academy) предлагает курсантам полный курс подготовки на Bell 505 Jet Ranger X. В распоряжении учебного центра два вертолета, а также новейший тренажер. Специфика этого симулятора заключается в том, что он, не будучи полностью подвижным, все же существенно превосходит многие аналоги по достоверности ощущений от полета. Стоит «запустить двигатель», как кабина симулятора начинает раскачиваться взад-вперед в такт набирающему частоту вращения несущему винту. Характерные для вертолета вибрации и шумовые эффекты дополняются весьма детализированной и реалистичной картинкой, создаваемой системой закабинной визуализации. И хотя тренажер не имеет полноценной системы подвижности, по отзывам курсантов ощущения очень близки к тем, которые можно получить в реальном полете. Но что самое важное – на тренажере можно безопасно отрабатывать различные отказы и особые случаи, происходящие в полете. Поэтому желающие могут попрактиковаться в пилотировании при отказах матчасти, усугубив эти проблемы ветром или ливнем.

Обычная недельная программа начальной летной подготовки пилотов Bell 505 включает теоретическую часть, два часа на тренажере и три полета на реальном вертолете. Нагрузка на машины достаточно большая: за первый год налет составил по 500 часов на каждый из бортов, причем, если в 2017 году Bell Training Academy выпустила 55 курсантов, отучившихся на 505-й машине, то в 2018 году их количество почти удвоилось.

Впрочем, с учетом планов по выпуску от 150 до 200 вертолетов в год, мощностей только одного учебного центра будет недостаточно. В азиатском регионе крупнейший центр расположен в Сингапуре, в то время как европейские клиенты могут обратиться в компанию Heli Protection Europe. Ее учебный центр, расположенный на юге Франции, имеет сертификат, выданный Росавиацией 15 октября 2019 года.

Школа ТОиР нового поколения

Родство с популярным Bell 206 помогает переучиться на новый тип воздушного судна не только пилотам, но и техническому персоналу. Но для кого-то Bell 505 Jet Ranger X может стать первым вертолетом, который нужно будет обслуживать. Поэтому большое внимание уделяется созданию интерактивного учебного материала, изучение которого в компьютерных классах позволит курсантам получить детальное представление о конструкции воздушного судна и его основных агрегатов, а также отработать отдельные сервисные операции.

Читайте также  Первый Bell 407GXi поставлен в Канаду

Компанией Bell создана программа Unity, которая использует детальные 3D модели вертолета. Возможность взглянуть на каждый отсек, агрегат с разных ракурсов и с различным увеличением создает эффект присутствия. Если ранее техникам нужно было ознакомиться со схемами и иллюстрациями, а потом долго искать соответствие между учебными материалами и натурными агрегатами, то теперь процесс обучения ускоряется и упрощается. В ряде случаев есть возможность увидеть конструкцию с таких ракурсов, которые для настоящего вертолета невозможны без частичной разборки: на мониторе можно сделать отдельные узлы «прозрачными», открыв обзор на расположенные за ними элементы. Конечно, большими преимуществами компьютерных средств обучения являются мобильность и возможность быстрого развертывания. Установленная на ноутбуке программа Unity доступна практически в поле.

Тем не менее, как бы далеко ни шагнули технические средства, отказаться от учебных центров и перейти на дистанционное обучение невозможно. Российским пользователям доступно обучение как в США, в Форт-Уорт, так и непосредственно в России. На подмосковном вертодроме «Горка» действует одноименный авиационный учебный центр, осуществляющий дополнительную профессиональную подготовку по программам повышения квалификации «Подготовка инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию вертолета Bell 505 с двигателем Arrius 2R» с квалификационными отметками B1.3 и B2. Соответствующее приложение к сертификату АУЦ выдано Росавиацией 28 октября 2019 года.

Сервис в России и по всему миру

Компания Bell за минувшие десятилетия сумела создать мощную сеть из более чем ста сервисных центров, обеспечивающих поддержку эксплуатантов в 34 странах, в том числе 20 центров расположены в Европе. В значительной степени этот потенциал будет доступен и владельцам Bell 505. В частности, в октябре 2019 года «Казанское авиапредприятие» получило допуск на выполнение техобслуживания Bell 505.

Со слов генерального директора АО «Казанское авиапредприятие» Магомеда Закаржаева, ранее компания освоила обслуживание нескольких моделей вертолетов американского производителя: Bell 206B3, 407, 427,429 и 430. Подготовка к освоению нового типа предполагала обучение персонала, закупку специального оборудования и инструмента, а также формирование склада запасных частей. М. Закаржаев подчеркнул, что сегодня на складе размещаются более чем 300 позиций, а суммарные инвестиции (с учетом обучения трех инженеров по летательному аппарату и двигателю и трех – по авиационному и радиоэлектронному оборудованию) составили порядка 4 млн рублей. Обучение специалисты авиапредприятия проходили в Форт-Уорте и Сингапуре.

Читайте также  Pilatus назначает TAG Maintenance Services авторизованным сервисным центром для PC-24

Компания уже «познакомилась» со всеми тремя ввезенными в Россию воздушными судами этого типа: уже в России были собраны и облетаны вертолеты, а также выполнены первые календарные формы периодического техобслуживания. По отзывам специалистов предприятия, основные виды работ во многом повторяют программу технического обслуживания вертолета Bell 206B3 в силу того, что вертолет Bell 505 был построен на базе 206-го, и большое количество компонентов было взято со старшей, хорошо зарекомендовавшей себя модели. При этом была внедрена современная система обслуживания MSG-3, которая обеспечивает существенное уменьшение трудоемкости выполнения работ без снижения уровня безопасности полетов. Также специалисты отмечают, что машина имеет удобные подходы к зонам обслуживания, на вертолете есть много легкосъемных капотов и панелей, что делает процесс технического обслуживания максимально удобным.

По словам гендиректора АО «Казанское авиапредприятие», со всеми тремя собственниками вертолетов заключены контракты на техническое обслуживание, в рамках которых владельцы имеют доступ к полной гарантийной и послегарантийной поддержке.

И производитель вертолета, и разработчик двигателя – компания Safran Helicopter Engines – предлагают своим клиентам сервисные программы. Решение Customer Advantage Plan от Bell обеспечивает прогнозируемые расходы на поддержание с фиксированной ставкой за летный час, приоритетный доступ к деталям и агрегатам, а также простое планирование работ. В свою очередь, Safran еще в марте 2017 года подписала первый контракт 5Star Plan на поддержку двигателей первых двух вертолетов, поступивших в Bell Training Academy. 5Star Plan рассчитан на компании, эксплуатирующие до пяти вертолетов. В пакете – пять уровней услуг, включая запланированные и внеплановые мероприятия, доступ к возвратно-обменному пулу запчастей и подменным двигателям, продление гарантийных обязательств и поддержку.

Наконец, в соответствии с современными тенденциями, Bell обеспечивает эксплуатантам 505-й модели доступ к порталу, на котором размещены технические публикации, а также технические и сервисные бюллетени.

Сегодня в России зарегистрировано три вертолета Bell 505 Jet Ranger X, но вскоре парк машин этого типа увеличится. По оценкам Сергея Филатова, регионального директора Bell по России и странам СНГ, в ближайшие годы ожидается поставка в наш регион нескольких десятков этих вертолетов, а география их использования расширится. Так что вслед за увеличением флота в России появятся и новые провайдеры услуг, обеспечивающие качественные, оперативные и доступные по цене сервисы.

Добавить комментарий

Copyright © 2024. Частные и корпоративные авиаперевозки. Все опубликованные материалы Сайта защищены законодательством об авторских правах, регламентом интернациональных трактатов и являются интеллектуальной собственностью. Частичное или полное копирование и/или воспроизведение в любых целях может происходить только при наличии письменной авторизации, в противном случае может привести к возникновению гражданской или уголовной ответственности.
Политика конфиденциальности